pan_demetrius (pan_demetrius) wrote,
pan_demetrius
pan_demetrius

Categories:

Сентябрьская поездка по Беларуси (Минск-Гервяты-Минск)

Cегодня, наконец, выложил фотки из нашей последней в этом сезоне большой сентябрьской поездки по Беларуси. Закрыли сезон мы виленским направлением, стартовав из Минска в крайнюю точку Гервяты вдоль гродненско-виленской трассы, и вернувшись по молодечненской трассе обратно. Изначально запланированный маршрут мы посетить не успели, темнота внесла свои коррективы, но процентов 80 сделали. Итак вот и наш маршрут: Воложин – Вишнево – Десятники – Гольшаны – Боруны - Крево – Ошмяны – Жупраны - Солы – Гири – Гервяты – Жодишки – Сморгонь – Залесье – Минск. Cобирались еще в Беницу, окрестности Молодечно и Радошкович, но физически не успели.

Итак, Воложин. Знаменит прежде всего как крупный в прошлом еврейский религиозный центр, а также как одна из резиденций графского рода Тышкевичей. Дворцовый комплекс частично сохранился, но, как это обычно у нас бывает, приспособлен под нужды людей в погонах. Белоснежный костёл же (1816 г.), возведенный в стиле ампир, действует и сегодня. Правда, внутрь нам попасть не довелось, потому как ворота-решётка внутри были на замке.



Рядом с костёлом установлена нынче модная статуя Иоанна Павла Второго.


С другой стороны от костёла стоит брама-колокольня, также в виде дорического портика, довольно необычная по конструкции для Беларуси, однако похожие встречаются в основном именно в ближайших окрестностях (Вишнево, Раков).




Вишнево. Когда-то принадлежало Хрептовичам, развернувшим здесь обширную промышленную деятельность: обработка руды, металла, винокурни ит.д. и т.п. Тут даже пряники в промышленных масштабах изготовляли :) Сегодня об этом мало что напоминает. Мы же направились к живописному месту на берегу реки, где стоит старинный костёл и из берега бьёт святая крыничка.






Осмотрев живописные места и испив святой воды, заглянули и в костёл Благовещения Девы Марии (1637-41 гг.). Там наткнулись на небезызвестного Алеся Пушкина, который сейчас руководит реставрацией и обновлением интерьеров храма. Тот поведал нам немало интересного, показал, какие именно фрески, по его мнению, написал легендарный Фердинанд Рущиц (благо его родное Богданово совсем рядом отсюда).


Поговорили о прошлом (крипта, возраст костёла) и будущем костёла (планы ксендза касательно включения Вишнево в туристические маршруты и т.д.). Могли б оставаться в этом душевном месте еще долго, да время поджимало.


Проезжая по дороге в Гольшаны, обратили внимание на необычное сооружение в Десятниках. Оказалось, это часовня-памятник немецким солдатам 1-й мировой войны. Рядом с ней на военном кладбище активно трудились работники с газонокосилками. Понятное дело, что не за бесплатно. С вершины часовни за всем этим процессом зорко следил прусский орёл:


Ну вот и снова я вернулся в Гольшаны! Прошлый раз проезжал их пару лет назад на велосипеде. Ничего с тех пор и не изменилось. Руины замка до сих пор служат местом отдыха неформальной молодёжи, о каких либо мероприятиях по сохранению (я молчу про восстановление) замка - ни слуху ни духу.










Краем глаза увидели, как ко входу в костёл св. Иоанна Крестителя (1618) ползла вереница туристов. Зато когда к дверям подошли мы, то «поцеловали замок». Причём туристический автобус стоял рядом пустой. Короче, не иначе как проделки знаменитой гольшанской нечисти :)) Что касается корпуса монастыря францисканцев, то за пару лет ничего не изменилось в лучшую сторону, по крайней мере внешне.




Заняв свои места в местной кафешке, столкнулись с неприятным местным сервисом за приятные местные цены. В плане пива тон в Гродненской области задаёт Лидский ПЗ. А вот гродненские кружки я заценил, да:


Боруны Бывший комплекс монастыря базилиан (18 в.), пристанище знаменитой иконы Борунской Божьей Матери, виден еще издалека на въезде в деревню. Вблизи же внушительный комплекс кажется пустынным, несмотря на то, что украшен (как и другие костёлы в тот день) к воскресному церковному празднику.


Заглянули в небольшую капличку перед монастырём. Сверху то там распятие, а вот, что внутри, было ужасно интересно. Оказалось, что сейчас там живут ласточки, и висит вот такой образ:


Неприветливое Крево встречает нас хмурым серым небом, впрочем, уже не первый раз. Руины древнего замка, несмотря на старания волонтёров, дышат на ладан, и обваливаются из года в год всё сильней. Это, пожалуй, самое большое разочарование во всём путешествии.






Кроме замка в Креве можно взглянуть еще и на костёл Девы Марии (1936) на холме:






А вот Ошмяны, в отличие от Крева, встретили нас весело – праздником города. Соответственно со всеми вытекающими – перекрытым центром, гаишниками, характерными лицами поддавших тёток и шпаны, таджиками-канатоходцами, ярмаркой ремесел и фолклорными коллективами. С коллективами мы не плясали, зато на ярмарке прикупили у татарина кувшин. Ленин же указывал нам верную дорогу:


Туда и пошли. Необорочные башни (а-ля Глаубиц), костёла Архангела Михаила (1910), неотвратно напоминали мне о близости Вильни.


Вот еще ракурс главного фасада:


Внутри, как и снаружи, костёл оказался совершенно белоснежным, что невольно навеяло аналогии с костёлом Св. Петра и Павла на Антоколе, но, как говорится, весовые категории разные, очевидно.




На одной из колонн обнаружили поминальную табличку в честь местных подразделений Армии Краёвой. И куда это «красные» у власти смотрят? ;))


По дороге из Ошмян наткнулись на корчму. Хотели отобедать, да, похоже, заведение уже давно не работает. По крайней мере заросло там всё изрядно. А вот еще и их вывеска в духе «чарка-шкварка». Можно юзерпиков весёлых нарезать :))


Жупраны исповедуют культ отца «Дудкі беларускай» Ф.Богушевича. Здесь стоит ему памятник, а чуть дальше за костёлом на кладбище находится его могила:


Но созерцая памятник, мы безусловно поглядывали в сторону громадины, возвышавшейся на холме под грозовым небом:


Неоготический костёл св. Петра и Павла (1854) подавлял своей строгостью и массивностью, хоть сам по себе он не такой уж и большой. Но подаёт себя величаво, с гонором :)




Плебания, скромно и одиноко расположившаяся за костёлом, напомнила своим стилем о старосветских усадьбах, «Пане Тадеуше» и т.д.


Кто ездит(л) на поезде в Вильню, глядя в окно обязательно заметит, проехав Сморгонь, довольно необычный для Беларуси костёл в Солах.


Пожалуй, я не слышал о каком-либо более «пряничном» костёле, чем Костёл Божьей Матери Ружанцовой (1934 г.) в Солах. Весьма необычный и полный интересных деталей, как в интерьере, так и снаружи.




Проезжая из Сол в Гервяты возле деревни Гири, в один прекрасный момент у меня расширились глаза, и пришлось дать по тормозам. Ничего опасного, слава богу, на дороге не было. Но вот то, что я увидел по бокам, впечатлило меня весьма резко и сильно. К сожалению, фотографии этого не передадут.




Такое ощущение, как будто перенёсся на рисунки Андриолли, картину Рущица «Костёл в Богданове», или оказался на других полотнах на тему «zaduski», «сmentarz wiejski» или «na szlaku do wsi» 19-нач. 20 века. Какая-то энергетика, древняя, оторванная от сегодняшнего дня, ощущалась всем нутром. Причём о каком-либо дискомфорте не было и речи. Атмосфера «древней угрюмой Литвы» в этом месте просто покорила. К слову, Гири лежат на территории литовского анклава в Беларуси. Но даже не связывая в тот момент подкожные ощущения с фактами, я был приятно ошарашен. Пожалуй, это было самым сильным впечатлением за всю поездку.
И вот, наконец, мы въехали в Гервяты Шпиль местной знаменитости костёла Пресвятой Троицы (1899 г.) нельзя не заметить, ибо он один из самых высоких в Синеокой.






Новизна и чрезмерная вылизанность костёла компенсируется его размерами и готической изящностью. На территории костёла разбит очаровательный ухоженный парк со скульптурами 12 апостолов (не золотых радзивилловских, но всё же ;)), и конечно же, раз уж это литовский анклав, традиционными деревянными крестами. Вот собственно и они:








Внутри же декор был довольно аскетичный, хотя неоготические алтари выглядят безусловно эффектно. Но я больше всего запал на кованые ворота:




В Жодишках надвигался вечер, и мы уже порядком спешили. Бегло осмотрели костёл Пресвятой Троицы (18 в.), самые вкусности которого внутри (но не судьба – снова замок), и поехали в сторону Сморгони.


На выезде возле озерца обнаружилась бывшая водяная мельница…


.. и винокурня:


Часто в разных источниках видишь путаницу по поводу старинных промышленных зданий: где-то назовут винокурней, где-то спиртзаводом, а где-то и пивоварней. А всё потому, что на белорусском по странному стечению обстоятельств всё это называют словом «бровар». А потом и пожинают урожай. Появляется куча старых заброшенных пивоварен, диву даёшься. Недавно читал призывы о восстановлении одной такой в Гомельской области. Музей пивоварения, наследие предков и т.д. Ради интереса покопался, но документов, подтверждающих пивоварение в этом нас. пункте так и не нашёл. Зато ссылок о варении чего покрепче – хватает :)

В Сморгони мы не увидели ни знаменитых баранок, ни дрессированных медведей, да и нет уже давно той легендарной Сморгони. Чего не доделал фронт в 1-ю мировую, доделали люди. Зато местная главная достопримечательность – костёл св. Архангела Михаила (1552 г.) от нас не скрылась.


Построенное в 16 веке как кальвинистский храм, здание успело побывать и костёлом, и церковью, и пустовать, и послужить выставочным залом. В 1990-м оно вновь открыло свои двери верующим.


Рядом с костёлом построено новое административное здание, но вот какой конфессии, я сразу и не удосужился проверить.


Наконец, покидая Сморгонь, мы не смогли не заснять закат на стенах новой православной церкви:


Последним пунктом (уже в темноте) для нас стала усадьба Огинских Залесье. Как и положено, подъехав к ней под звуки полонеза №13 до-минор, мы наткнулись на строительный забор и паспорт объекта. Хорошо, что было темно, и я рассмотрел лишь очертания какого-то крыла из железного каркаса, пристроенного к усадьбе, а то бы совсем расстроился. Камень «Cieniom Kosciuszki» мы тоже не нашли (да и не искали), ибо мы и своих теней уже не разбирали. Единственно, что, с натяжкой, получилось, это усадебная часовня Огинских (1802):


Что ж, темнота в тот день прервала наши планы, и пришлось лететь домой. Но как только потеплеет, буду прокладывать новые маршруты. Слава богу, времени на их обдумывание – целая зима.
Tags: atlantis albarutheniae, via est vita, Беларусь, архитектура, святыня, фоты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments