?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Церковь Святого Духа в Верхнем городе - Silva Rerum Starowilenskie
pan_demetrius
pan_demetrius
Церковь Святого Духа в Верхнем городе
Ну что ж, пока я катался по всяким Латвиям и Эстониям (об этом отдельно), в Минске достроили таки концертный зал "Верхний Город". Зал решили построить на месте бывшей униатской церкви Святого Духа (о её истории подробнее здесь), как обычно, потерянной в ходе неласкового для города 20 века. Проект предусматривал возведение копии здания церкви, какой она была в начале 19 века, на существующем старом фундаменте. Что ж, вот что из этого получилось:





В целом мне нравится, и действительно, эта церковь восстанавливает целостность ансамбля бывшего Высокого Рынка (вот только если б еще восстановили малый гостиный двор и колокольню иезуитов!). Но всё же интересно было бы сравнить с оригиналом: что изменилось, от чего отказались в силу функций здания и т.д.


Вот современный проект, по материалам архитектора С. Багласова, по которому и выполнено здание:


Не будем брать во внимание современную административную пристройку справа от главного фасада. Нас интересует лишь собственно историческая реплика. Итак, с чем же сравнить? К сожалению, фотографии сохранили для нас церковь лишь в перестроенном под православный собор "псевдорусском" стиле. Вот, например, на фотографии Прокудина-Горского:



Что касается церкви до её перестройки, то здесь иконография небогата. В Львовской библиотеке им. В.Стефаника сохранился Widok Ratuszu w Minsku:



Сохранился также рисунок фасада церкви в "Атласе Минской губернии" 1800 года:



Определенную информацию о внешнем виде монастыря нам может дать неосуществленный проект перестройки монастырского комплекса и церкви 1799 года. Есть также чертежи начала 19 века в архивах Минска и Варшавы. К сожалению, я их нигде не видел (да и сомневаюсь, что они вобще публиковались). Однако существует несомненно самый ценный материал - обмерный чертеж церкви перед её перестройкой, выполненный 21 сентября 1843 года.
Вот главный фасад церкви в 1843 г.:



Итак, теперь есть возможность, сравнивая фасады, поискать отличия. Первое, что бросается в глаза, отсутствие скульптур в восстановленном здании в отличие от рисунка и обмерного чертежа. Дело в том, что скульптур то и не было. Все святые были нарисованы на фасаде, как, например, в виленской церкви Св. Троицы илд Сегодня же, решили отказаться от религиозных фресок, в силу секулярного назначения здания.
Если посмотреть на барочный фронтон здания, то тут придраться особо не к чему, хоть это и солянка из обмерного чертежа и атласа. Да, кованый красивый крест несомненно украсил бы здание, но это уже не церковь, поэтому без нареканий. Примечательно, что в проекте реставрации на фронтоне также присутствуют шпили. Либо их еще не успели установить, либо отказались в силу их отсутствия на чертеже 1843 года.

Верхняя часть фасада мне тоже нравится, хотя есть стойкое подозрение, что фальш-окна по обе стороны центрального окна были не плоскими, а всё-таки в виде ниш. Во-первых на чертеже 1843 г. неоднородность обозначена штриховкой, во-вторых в виленском базилианском монастыре фрески святых на фасаде здания изображены в полукруглых нишах (см. справа и слева от входа):


И наконец - нижний уровень фасада, на уровне входа. Тут бы я поставил реставраторам 3-. На основании чего убран притвор? Во всех изображениях он присутствует. Единственно, что возможно на плане 1799 года его нет. Даже если так, и он пристроен позже, все изображения главного фасада храма известны нам именно с ним, с прекрасным козырьком, 4-мя колоннами, фресками между ними...Если б притвор восстановили, то здание только бы выиграло, не смотрелось бы настолько плоским. В общем, и природа входного портала мне не совсем понятна. Остаётся уповать, что на планах 1799 г. всё именно так.

Теперь посмотрим на храм сбоку. Вот обмерный чертеж боковой части фасада в 1843 году (кликабельно):



На жилое здание с лавками, пристроенное в начале 19 в. обращать внимание не стоит, оно нас не интересует. Хотя с другой стороны, не вполне ясно, принадлежит ли колонада с козырьком этому самому дому, либо притвору церкви. Если церкви, то что-то глубоковато будет по сравнению с другими источниками.

По апсиде - окна на чертеже замурованы, но это скорее впоследствии, изначально окна там должны были быть ИМХО.
А вот часовенка (или скорее сакристия) - явно сейчас не тех размеров. Сравним с современностью:



Что касается стены-галлереи, связывающей церковь с женским базилианским монастырём, то вроде бы она по высоте выдержана правильно. Однако:

а) могли бы обойтись без дополнительной двери, которой в оригинале не было;
б) снаружи нет нижних арок для утоньшения стенки, хотя со стороны внутренней территории монастыря - есть;
в) не вполне ясная конструкция над воротами в чертеже (может быть навес? или лепнина?) отсутствует сегодня. А жаль :)

При желании придраться можно много к чему. К металлочерепице, к внутреннему исполнению. Оно сегодня явно отличается от того, что московский стольник П.А.Толстой описывал в своих записях 1697 года: "В том монастыре церковь каменная великая, в которой своды изрядные, каких сводов мало в Польше обретается в каменном строении". Тем не менее, я очень рад, что мой город, хоть не в полной мере, но местами приобретает свои особенные, родные ему исторически черты. И Святодуховская церковь весьма уместна в этом отношении. Жаль только, что нескоро я увижу костёл Фомы Аквинского, Косьмодемьяновскую улицу, колокольню иезуитского коллегиума, малый гостинный двор. Никогда не увижу старой Немиги, улицу Школьную с Холодной синагогой, татарскую мечеть на месте юбилейки, дворец Чапского... Жаль...

Напоследок фотосравнение, как представлял себе "базыльянскія муры" художник реконструктор Н.Стащенюк, и как всё это выглядит сегодня.




P.S. Все современные фотографии взяты с сайта www.skyscrapercity.com

Tags: , , , ,

29 камэнтароў or Пракамэнтаваць
Comments
ilnur From: ilnur Date: 13 верасьня 2011 13:36 (UTC) (Спасылка)
По апсиде - окна на чертеже замурованы, но это скорее впоследствии, изначально окна там должны были быть ИМХО.

Вообще необязательно; то есть про этот конкретный случай с уверенностью не скажу, но это ведь северная сторона, там и в готический период часть окон нередко заменяли нишами или просто не делали. Ср. Ишколдь: http://globus.tut.by/ishkold/kostel2_a48.jpg
pan_demetrius From: pan_demetrius Date: 13 верасьня 2011 17:00 (UTC) (Спасылка)
Не исключено. Но сейчас то, что витражи есть (всё-таки это здание - реплика) - скорее плюс.
skryppa From: skryppa Date: 13 верасьня 2011 13:51 (UTC) (Спасылка)
И все-таки, кто нам объяснит ядовито-зеленые элементы на боковинах переднего и заднего щитов?

У меня Было три версии:

1. Это - грунт под что-то более подходящее (краска или иное покрытие).

2. Это - некий материал, который под воздействием атмосферных факторов во временем приобретет интересный цвет а ля потемневшая жесть, патина и т.п.

3. Это – некий фимоз головного мозга проектной группы, которая решила, что «так будет очень красиво» :)))
pan_demetrius From: pan_demetrius Date: 13 верасьня 2011 13:54 (UTC) (Спасылка)
2-й вариант :)))
skryppa From: skryppa Date: 13 верасьня 2011 13:55 (UTC) (Спасылка)
Но сейчас это смотрится мегауёбищно :)
pan_demetrius From: pan_demetrius Date: 13 верасьня 2011 17:01 (UTC) (Спасылка)
А каму-та очань расцветка нравица. Родненька так, как на Дажынках ;)))
skryppa From: skryppa Date: 13 верасьня 2011 17:34 (UTC) (Спасылка)
Агроренессанс все-таки переживаем!
vorovatiy_klerk From: vorovatiy_klerk Date: 13 верасьня 2011 13:51 (UTC) (Спасылка)
Какая красота!
kurt_bielarus From: kurt_bielarus Date: 13 верасьня 2011 13:54 (UTC) (Спасылка)
Сапраўды добра, што хоць так вяртаецца дух гораду.
(Deleted comment)
kurt_bielarus From: kurt_bielarus Date: 13 верасьня 2011 14:06 (UTC) (Спасылка)
А я не пра рукі, а пра канкрэтную падзею, у выніку якой сучасны Менск будзе выглядаць трохі лепш.
(Deleted comment)
pan_demetrius From: pan_demetrius Date: 13 верасьня 2011 17:07 (UTC) (Спасылка)
Так гэта вельмі ўсё непрыемна. Але лепш за тое, каб была толькі тая рука, што ламае.
bruno_von_mainz From: bruno_von_mainz Date: 13 верасьня 2011 14:31 (UTC) (Спасылка)
"озведение копии здания церкви на существующем старом фундаменте"

"На фундамете" можно сказать только в переносном смысле. Оригинальные остатки окружили современными опорами и перекрытиями, на которых и держится здание. А оригинальный фундамент сейчас видно покоится в подвале здания, не неся насебе никакой конструктивной нагрузки.
pan_demetrius From: pan_demetrius Date: 13 верасьня 2011 17:04 (UTC) (Спасылка)
Так и есть. Не стоит воспринимать это здание как "реставрацию". Да и когда это "Минская спадчина" что-то реставрировала? ;)
kabierac From: kabierac Date: 13 верасьня 2011 14:42 (UTC) (Спасылка)
И всё-таки это красиво. Мне нравилось наблюдать за процессом возведения - было в этом что-то волшебное. Три восстановленных здания, знаковых для ренессансного города - ратуша как символ самоуправления и обращённые друг к другу главными фасадами храмы двух ветвей католической церкви. Вселяет надежду.
skryppa From: skryppa Date: 13 верасьня 2011 16:17 (UTC) (Спасылка)
Да, уже в независимом 1993 году я ходил по Площади Свободы и представлял, что по идее, это все должно быть восстановлено. Но, так как конкретных планов государство не озвучивало, то проекты восстановления ансамбля Верхнего Рынка представлялись такими «когда-то в идеале» :)

И вдруг – восстановление Катедры! Ощущения непередаваемые. Причем даже не сколько видение готового здания, а ожидание этой готовности при наблюдении за работами.

Затем – Ратуша, это уже вообще что-то невообразимое, учитывая время ее восстановления и официальное отношение к нашему наследию :)

Теперь, вот, Святодуховка. Для полноты картины дело за Доминиканскими мурами :)
pan_demetrius From: pan_demetrius Date: 13 верасьня 2011 17:11 (UTC) (Спасылка)
Для меня Катедра вобще как-то незаметно воскресла. Но очень это обрадовало.

А вот архитекторов ратуши за стеклянную пирамиду поубивал бы. Абсолютно бесполезная тема. Там место статуи и фонтану. А на задней части ратуши, где пустые белые стены, неплохо смотрелись бы фрески ИМХО.
skryppa From: skryppa Date: 13 верасьня 2011 17:37 (UTC) (Спасылка)
Ну, про пирамиды я ж вроде писал уже:

http://minsk1067.livejournal.com/307212.html

Ну и потом, какому же орхетектару не захочитца сделать «как в Лувре» :)))
kabierac From: kabierac Date: 13 верасьня 2011 21:53 (UTC) (Спасылка)
Мой дед родился и вырос во дворе музыкальной школы, его крестили в кафедральном. В 1997-ом, когда он впервые за долгие годы попал в центр и увидел восстановленный костёл, это был шок в самом положительном смысле.
ilnur From: ilnur Date: 13 верасьня 2011 17:07 (UTC) (Спасылка)
Між іншым, што да маляваных статуяў, то слаўна было б - раз ужо гэта цяпер філармонія - напісаць у нішах абапал вакна на такі ж барочненькі лад, скажам, Манюшку і Агінскага.
kubl From: kubl Date: 13 верасьня 2011 17:41 (UTC) (Спасылка)
Згодзен з аўтарам і ў тым, што падзея гэта пазітыўная, і ў тым - што канешне можна і лепш. Але няма мяжы дасканаласці - пасля пераробяць ))
Заўвага толькі ў тым, што гэта ўсё ж не металадахоўка, а сапраўдная дахоўка.
Ну і зялёны колер жалезных элементаў - гэта, думаю, бачанне аўтара паціны.
pan_demetrius From: pan_demetrius Date: 14 верасьня 2011 09:00 (UTC) (Спасылка)
Дзякуй! Наконт дахоўкі ня ведаў. Але знешні выгляд той, што на кляштары базыліанак, мне падабаецца больш.
kubl From: kubl Date: 15 верасьня 2011 01:49 (UTC) (Спасылка)
Мне таксама, але і гэтая, думаю, як паабтрэплецца - будзе нічога глядзецца )
wienta From: wienta Date: 14 верасьня 2011 05:06 (UTC) (Спасылка)
Эта "корона" на фасаде напоминает старые здания Амстердама. Родители только вернулись с отпуска из Бельгии и Голландии, впечатление от фотографий еще свежо :)
pan_demetrius From: pan_demetrius Date: 14 верасьня 2011 09:13 (UTC) (Спасылка)
Да, есть сходства. Барокко оно везде барокко :) Это наш ответ Дому Черноголовых в Риге ;))
z_bulkin From: z_bulkin Date: 26 лістапада 2011 18:48 (UTC) (Спасылка)

Толстого можно понять


"В том монастыре церковь каменная великая, в которой своды изрядные, каких сводов мало в Польше обретается в каменном строении"
pan_demetrius From: pan_demetrius Date: 28 лістапада 2011 06:28 (UTC) (Спасылка)

Re: Толстого можно понять

Думаю, что в оригинале своды были посерьёзней
z_bulkin From: z_bulkin Date: 28 лістапада 2011 07:26 (UTC) (Спасылка)

Re: Толстого можно понять

В каком смысле посерьёзней?
pan_demetrius From: pan_demetrius Date: 28 лістапада 2011 12:31 (UTC) (Спасылка)

Re: Толстого можно понять

В том смысле, что своды нынешней церкви Св. Духа не впечатляют рядом с образцами 15-16 веков. И я думаю, стольник всё же побывал и в Вильне, и в столичных городах РП тех времен. А там есть чем восхититься.
29 камэнтароў or Пракамэнтаваць